Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БЕНУА́

Авторы: А. М. Муратов
Н. Л. Бенуа. Придворные конюшни в Петергофе. 1847–55. Фото А. И. Нагаева

БЕНУА́ Ни­ко­лай Ле­он­ть­е­вич [1(13).7.1813, С.-Пе­тер­бург – 11(23).12.1898, там же], рос. ар­хи­тек­тор, акад. ар­хи­тек­ту­ры (1847) и поч. чл. (1896) пе­терб. АХ. Учил­ся там же (1827–36) у К. Ф. Мей­ера. В 1837–40 ра­бо­тал под рук. К. А. То­на на строи­тель­ст­ве Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца и хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве. В 1840–46 пен­сио­нер АХ в Ита­лии, Гер­ма­нии, Фран­ции, Анг­лии и Бель­гии. С 1858 при­двор­ный ар­хи­тек­тор; гл. ар­хи­тек­тор имп. те­ат­ров (1863–1873) и зав. тех­ни­че­ско-стро­ит. от­де­лени­ем Гор. упра­вы (1872–97). Пред. Пе­терб. об-ва ар­хи­тек­то­ров (1890–93). Пред­ста­ви­тель ис­то­риз­ма в ар­хи­тек­ту­ре, бле­стя­ще вла­дел разл. ис­то­рич. стиля­ми. Спро­ек­ти­ро­вал в Пе­тер­го­фе в сти­ле нео­го­ти­ки ком­плекс при­двор­ных ко­ню­шен (1847–55) и зда­ние поч­ты (1850–1854); Фрей­лин­ские кор­пу­са в сти­ле необа­рок­ко (1853–57) и др. Ав­тор про­ек­тов ж.-д. во­кза­лов (в Но­вом Пе­тер­го­фе, Стрель­не, Цар­ском Се­ле; 1850-е гг.), в ко­то­рых ис­кус­но ими­ти­ро­вал го­тич. фор­мы совр. ме­тал­лич. кон­ст­рук­ция­ми; ино­гда ис­поль­зо­вал приё­мы ро­ман­ской ар­хи­тек­ту­ры (ц. Де­вы Ма­рии в С.-Пе­тер­бур­ге, 1856–59) и рус. зод­че­ст­ва 17 в. (цер­ковь в с. Вы­со­кое Смо­лен­ской губ., 1868–71). Стро­ил так­же в Мо­ск­ве (не­о­ба­роч­ный ком­плекс Пет­ров­ской зем­ле­дельч. ака­де­мии, 1860-е гг., совм. с П. С. Кам­пио­ни), Хель­син­ки (Швед­ский те­атр, 1865–67). Со­ору­же­ния Б. ор­га­нич­но впи­сы­ва­ют­ся в сло­жив­ший­ся ар­хит. ан­самбль (фли­гель т. н. Фон­тан­но­го до­ма гра­фов Ше­ре­ме­те­вых в С.-Пе­тер­бурге, 1867; «Швей­цар­ский до­мик» в Кус­ко­ве, 1870, и др.). Пре­по­да­вал в АХ (проф. с 1858).

Лит.: Бар­те­не­ва М. И. Н. Бе­нуа. СПб., 1994; Зод­чие Санкт-Пе­тер­бур­га. XIX – нач. XX в. / Сост. В. Г. Иса­чен­ко. СПб., 2000.

Вернуться к началу