Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АР ДЕКО́

Авторы: А. Н. Шукурова

АР ДЕКО́ (art deco, сокр. от франц. art décoratif – де­ко­ра­тив­ное иск-во), сти­ле­вое на­прав­ле­ние в ар­хи­тек­ту­ре, изо­бра­зи­тель­ном иск-ве и ди­зай­не 1920–30-х гг. По­лу­чи­ло на­зва­ние от Ме­ж­ду­нар. вы­став­ки совр. де­ко­ра­тив­ных и пром. ис­кусств в Па­ри­же (1925). Осн. цен­тры – Фран­ция и США, за пре­де­ла­ми ко­то­рых А. д. так­же по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние (напр., в за­строй­ке но­во­зел. го­ро­да-ку­рор­та Ней­пи­ра по­сле зем­ле­тря­се­ния 1931). Скла­ды­ва­лось с 1910-х гг. на ос­но­ве сти­ля мо­дерн, вос­при­няв эле­мен­ты ку­биз­ма, экс­прес­сио­низ­ма, фу­ту­риз­ма, спле­тав­шие­ся с вос­точ­ны­ми, аф­ри­кан­ски­ми и др. эк­зо­тич. мо­ти­ва­ми. На фор­ми­ро­ва­ние А. д. за­мет­но по­влия­ли ра­бо­ты ху­дож.-про­из­водств. объ­е­ди­не­ния «Вен­ские мас­тер­ские» (ос­но­ва­но в 1903) и де­ко­ра­то­ров дя­ги­лев­ской ант­ре­при­зы (Л. С. Бак­ста и др.). Зна­чит. роль сыг­ра­ли сен­са­ци­он­ные на­ход­ки др.-егип. иск-ва (в Амар­не, гроб­ни­цы Ту­тан­ха­мо­на, 1922) и па­мят­ни­ков ци­ви­ли­за­ций «до­ко­лум­бо­вой» Аме­ри­ки.

Ар деко. Фойе здания «Дейли экспресс» в Лондоне. Архитектор Р. Аткинсон. Рельефное панно Э. Омонье. 1929–32.

За­ни­мая по­зи­цию «иск-ва для жиз­ни», А. д. ори­ен­ти­ро­ва­лось на соз­да­ние пред­ме­тов рос­ко­ши и ком­фор­та (ме­бель Л. Сю и А. Ма­ра, Э. Ж. Рюль­ман­на, стек­ло Р. Ла­ли­ка, мо­де­ли оде­ж­ды П. Пуа­ре, по­пу­ля­ри­зи­ро­вав­шие­ся в из­да­ни­ях, в т. ч. с ри­сун­ка­ми Р. Дю­фи, ко­то­рый вы­пол­нял так­же эс­ки­зы тка­ней; сце­нич. кос­тю­мы Эр­те, юве­лир­ные из­де­лия Ж. Пюи­фор­кa, ста­ту­эт­ки Д. Ши­парю­са, Ф. Прейс­са), в др. ва­ри­ан­те – на про­из­ве­де­ния мо­ну­мен­таль­ных форм с вклю­че­ни­ем разл. ви­дов скульп­тур­ных, жи­во­пис­ных (вит­ра­жи, на­стен­ные пан­но) и от­де­лоч­ных ра­бот (т. н. Дво­рец То­кио – Му­зей совр. иск-ва в Па­ри­же, ар­хи­тек­то­ры А. Обер, Ж. Дон­дель и др., 1937). В от­ли­чие от уни­фи­ци­ро­ван­но­сти ди­зай­нер­ско­го по­чер­ка аван­гар­диз­ма, А. д. тя­го­те­ло к ин­ди­ви­ду­аль­ным ав­тор­ским об­раз­цам сти­ля (ин­терь­е­ры Элие­ля Саа­ри­не­на, по­строй­ки и ра­бо­ты в ки­но Р. Мал­ле-Сте­вен­са, фар­фор Дж. Пон­ти). Наи­бо­лее ха­рак­тер­ные фор­мы – обоб­щён­но-гео­мет­ри­зи­ро­ван­ные, гра­нёные, кри­стал­ло­об­раз­ные, фон­та­но­по­доб­ные, в ви­де зик­ку­ра­та, а так­же фор­мы уп­ро­щён­ной клас­си­ки. Сре­ди ор­на­мен­таль­ных мо­ти­вов – зиг­заг, вос­ход солн­ца (ис­поль­зо­вал­ся в ши­ро­ком ас­сор­ти­мен­те из­де­лий: от жен­ских ту­фель до ре­шёт­ки ра­диа­то­ра), тро­пич. ли­ст­ва. Боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись жен. об­ра­зы: чув­ст­вен­ные, экс­т­ра­ва­гант­ные, ино­гда – в ви­де ат­ле­тич. фи­гу­ры. В 1930-е гг. осо­бую сти­ли­стич. ветвь А. д. со­ста­ви­ли ху­дож. объ­ек­ты т. н. об­те­кае­мых форм (в т. ч. мас­со­во­го про­из-ва: ав­то­руч­ки, хо­ло­диль­ни­ки и др.), как у спро­ек­ти­ро­ван­ных по за­ко­нам аэро­ди­на­ми­ки мо­де­лей ав­то­мо­би­лей и ло­ко­мо­ти­вов.

Ар деко. «Северный экспресс». Афиша художника Кассандра. 1927.

А. д. бы­ло пред­став­ле­но из­де­лия­ми мод­ных до­мов (Ша­нель, Кар­тье), рек­ла­мой, пром. и жур­наль­ной гра­фи­кой (афи­ши Кас­сан­д­ра), а так­же про­яви­лось в оформ­ле­нии Ме­ж­ду­нар. вы­ста­вок (Па­риж, 1937; Нью-Йорк и Сан-Фран­ци­ско, 1939), ин­терь­е­ров фе­ше­не­бель­ных оте­лей (в т. ч. се­ти оте­лей Риц), ки­но­те­ат­ров, клу­бов, са­ло­нов оке­ан­ских лай­не­ров («Ори­он», «Нор­ман­дия», оба 1935). В США ото­жде­ст­в­ля­ет­ся со «сти­лем небо­скрё­бов» (наи­бо­лее зна­чи­тель­ные об­раз­цы в Нью-Йор­ке – Крайс­лер-бил­динг, 1928–30, арх. У. Ван Ален; Эм­пайр-стейт-бил­динг, 1930, ар­хитектур­ная фир­ма «Шрив, Лам энд Хар­мон»; ком­плекс Рок­фел­лер-цен­тра, 1931–40, арх. Р. Худ).

В стан­ко­вых ви­дах иск-ва бли­зость к А. д. в ос­нов­ном оп­ре­де­ля­лась тра­ди­ция­ми сим­во­лиз­ма (гра­фи­ка Р. Кен­та, скульп­ту­ра П. Мэн­ши­па, жи­во­пись Т. Лем­пиц­кой) и от­час­ти – пе­ре­хо­дом от фор­маль­ных экс­пе­ри­мен­тов аван­гар­диз­ма к мо­дер­ни­зи­ро­ван­ной вер­сии нео­клас­си­циз­ма (в т. ч. в кар­ти­нах Дж. Се­ве­ри­ни).

Влия­ние А. д. ска­зы­ва­лось до 1950–1960-х гг. Ана­ло­гии с ним про­сле­жи­вают­ся в твор­че­ст­ве ря­да отеч. мас­те­ров (К. С. Мель­ни­ко­ва, Б. М. Ио­фа­на, А. В. Щу­се­ва, В. И. Му­хи­ной, В. А. Фа­вор­ско­го и др.), а так­же в об­щих тен­ден­ци­ях по­сле­во­ен­но­го строи­тель­ст­ва, пре­се­чён­ных кам­па­ни­ей про­тив «ук­ра­ша­тель­ст­ва» (1954–55).

Лит.: En­cy­clopédie des arts décoratifs et in­dustri­els mod­er­nes au XXe siècle: En 12 vol. P., 1932. N. Y.; L., 1977; Rob­in­son C., Blet­ter R. H. Sky­scraper style: Art Deco, New York. N. Y., 1975; Ca­banne P. En­cy­clopédie art dé­co. P., 1986; Art Deco 1910–1939 / Ed. T. Ben­ton e. a. L., 2003.

Вернуться к началу