Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АВА́РЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Исламмагомедов, Г. А. Сергеева; М. И. Шилакадзе (фольклор); Ю. Б. Коряков (2015)

АВА́РЦЫ (самоназвание – ма`арулал), один из дагестанских народов в России (912 тыс. чел., 2010, перепись), гл. обр. в Дагестане (850 тыс. чел.), а также Ставропольском крае (9 тыс. чел.), Чечне (4,8 тыс. чел.), Калмыкии и др. Живут также в Азербайджане [Белоканский (Балакенский) и Закатальский (Загатальский) районы – 49,8 тыс. чел., 2009, перепись], Грузии (2 тыс. чел., 2002, перепись), Казахстане (1,2 тыс. чел., 2009, перепись), Турции (17 сёл) и др. Общая численность 970 тыс. чел. (2010, оценка). Нередко в число аварцев включаются андийские народы и цезские народы. Говорят на аварском яз., большинство – также на рус. яз., в Азербайджане – на азерб. яз. Верующие – мусульмане-сунниты.

Тра­ди­ци­он­но А. жи­ли в гор­ном Да­ге­ста­не, в бас­сей­не рек Авар­ское Кой­су, Ан­дий­ское Кой­су и Ка­ракой­су. С их пред­ка­ми свя­зы­ва­ют из­вест­ные со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. пле­ме­на ле­гов, гелов, кас­пи­ев, ути­ев и др. С 5 в. н. э. тер­ри­то­рия А. из­вест­на как цар­ст­во Се­рир, в 12–13 вв. об­ра­зо­ва­лось Авар­ское хан­ст­во и до 40 «воль­ных об­ществ», в 18 в. часть их бы­ла в со­ста­ве Мех­ту­лин­ско­го хан­ст­ва. В сер. 20 в. часть А. пе­ре­се­ле­на на рав­ни­ну (Ки­зил­юр­тов­ский, Ха­сав­юр­тов­ский, Киз­ляр­ский районы). Со­хра­ня­ют зна­че­ние род­ст­вен­ные (в про­шлом эн­до­гам­ные) объ­е­ди­не­ния (ту­хум, тли­бил). В 1980-х гг. воз­ник­ло эт­но­по­ли­тич. дви­же­ние, круп­ней­шая орг-ция – Авар­ское нар. дви­же­ние им. има­ма Ша­ми­ля.

В аварском селении. Сбивание масла.

Тра­диц. куль­ту­ра А. ти­пич­на для на­ро­дов Сев. Кав­ка­за (см. в ст. Азия). В нар. иск-ве раз­ви­ты: из­го­тов­ле­ние се­реб­ря­ных ук­ра­ше­ний и ору­жия (сё­ла Со­гратль, Ру­гуд­жа, Чох, Го­цатль Большой, Гам­сутль, Ун­цу­куль); ков­ро­вое де­ло – вор­со­вые и без­вор­со­вые, вой­лоч­ные ков­ры, пе­ре­мёт­ные сум­ки (хурд­жи­ны), по­душ­ки и др. (Хун­зах­ский и Тля­ра­тин­ский районы); пле­те­ние ци­но­вок (чиб­та) из шер­сти с до­бав­ле­ни­ем осо­ки; узор­ное вя­за­ние из шер­сти (обувь, нос­ки), тка­че­ст­во (сёла Ко­ро­да и Ру­гуд­жа); резь­ба по де­ре­ву и кам­ню (сё­ла Ру­гуд­жа, Чох и др.) – ар­хит. ор­на­мент, над­гро­бия и др. С кон. 19 в. по­лу­ча­ет ми­ро­вую из­вест­ность из­го­тов­ле­ние тру­бок, тро­стей, со­су­дов, шка­ту­лок из ки­зи­ло­во­го де­ре­ва с на­сеч­кой из се­реб­ра, ме­ди, позд­нее мель­хио­ра (осо­бен­но в селе Ун­цу­куль).

Осн. жанр фольк­ло­ра  ге­ро­ич. пес­ни («Сра­же­ние с На­дир-ха­ном» и др.), ха­рак­тер­ны так­же ис­то­рич. пес­ни и песни-пла­чи (вхо­дят в муж­ской ре­пер­ту­ар, по­ют­ся с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем). Вы­де­ля­ют­ся ли­ро­-эпич. пес­ни лахъи ба­лай («длин­ная пес­ня»). Жен­ские пес­ни – ко­лы­бель­ные, лю­бов­ные, пла­чи-при­чи­та­ния. Пес­ни од­но­го­лос­ны, ла­до­вая ос­но­ва – диа­то­ни­ка. Тра­диц. муз. ин­ст­ру­мен­ты: щип­ко­вые та­мур и чу­гур, смыч­ко­вый ча­га­на; ду­хо­вые – флей­ты шан­тых и ла­лу, пас­ту­ший пар­ный языч­ко­вый ла­ла­би, языч­ко­вые яс­ты-ба­ла­бан, зур­на; удар­ные – бу­бен тэп, ба­ра­бан га­вал. Рас­про­стра­ни­лась т. н. ази­ат­ская гар­мо­ни­ка ко­муз (за­ве­зе­на в 19 в. рус. сол­да­та­ми) и ба­ла­лай­ка (с сер. 20 в.).

Лит.: Ха­ну­ка­ев Х., Плот­кин М. Да­ге­стан­ская на­род­ная му­зы­ка. Ма­хач­ка­ла, 1948; Ата­ев Б. М. Аварцы. История. Язык. Пись­мен­ность. Махачкала, 1996; На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002.

  • АВА́РЦЫ один из дагестанских народов в России (2005)
Вернуться к началу