Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГОЛОВНЫ́Е УБО́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 343-344

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Смирницкая
Головные уборы: 1 – девичья шапочка тахя у туркмен; 2 – девичья шапка такыя у казахов; 3 – головной убор невесты саукеле у казахов; 4 – девичий венок у латышей; 5 – женский головной убор хасаба у турк... Рис. Е. Н. Федорченко

ГОЛОВНЫ́Е УБО́РЫ, од­на из важ­ней­ших ча­стей тра­диц. одеж­ды, вы­пол­няю­щая, на­ря­ду с прак­ти­чес­кой, де­ко­ра­тив­ную, ма­гич. (гл. обр. за­щит­ную) и сим­во­лич. функ­цию, обо­зна­чая со­ци­аль­ный ста­тус че­ло­ве­ка, его эт­нич., ре­лиг. и т. п. при­над­леж­ность. В ши­ро­ком смы­сле к Г. у. от­но­сят­ся ри­ту­аль­ные маски­, во­ин­ские шлемы­, па­ри­ки. Со­став­ля­ют еди­ный комп­лекс с при­чёс­ка­ми, та­туи­ров­кой, втул­ка­ми, встав­ляе­мы­ми в уши, но­со­вую пе­ре­мыч­ку и гу­бы. Сре­ди раз­но­об­раз­ных ти­пов Г. у. вы­де­ля­ют­ся па­рад­ные (вен­цы), при­ни­маю­щие, как пра­ви­ло, пыш­ные вы­чур­ные фор­мы. Их сим­во­лич. функ­цию как обо­зна­че­ние дос­то­инст­ва вла­дель­ца у мн. на­ро­дов на­сле­ду­ют муж­ские шап­ки (вплоть до муж­ских Г. у. Но­во­го вре­ме­ни). В про­ти­во­по­лож­ность им т. н. по­ло­тен­ча­тые Г. у. – ку­сок тка­ни, по­кры­ваю­щий или дра­пи­рую­щий го­ло­ву (ча­сто и всё те­ло; напр., жен­ские по­кры­ва­ла ти­па гима­тия­ и паллы­ в ан­тич­но­сти, чадры­ у му­суль­ман), – ча­ще вы­ра­жа­ют идею под­чи­не­ния, за­ви­си­мо­сти (ср. обы­чай но­ше­ния жен­щи­на­ми хид­жа­ба у му­суль­ман, мо­на­ше­ские Г. у. и т. п.). Со­от­вет­ст­вен­но раз­ли­чию се­ман­ти­ки Г. у. в од­них слу­ча­ях для вы­ра­же­ния поч­те­ния, сми­ре­ния по­ла­га­ет­ся на­де­вать их, а в дру­гих – сни­мать (так, иу­деи во вре­мя мо­лит­вы по­кры­ва­ют го­ло­ву, в пра­во­сла­вии – муж­чи­ны сни­ма­ют Г. у., а жен­щи­ны – на­де­ва­ют). К по­ло­тен­ча­тым Г. у. вос­хо­дят муж­ские и жен­ские Г. у. ти­па тюр­ба­на (слож­но по­вя­зан­ный вок­руг го­ло­вы ку­сок тка­ни), а так­же осо­бые Г. у., скры­ваю­щие во­ло­сы, ко­то­рые у мн. на­ро­дов Ев­ра­зии пред­пи­сы­ва­ет­ся но­сить за­муж­ним жен­щи­нам: обыч­но это ма­тер­ча­тый че­пец или кол­пак на твёр­дой ос­но­ве, час­то слож­ных форм, с ме­шоч­ком для во­лос сза­ди, но­сив­ший­ся с по­ло­тен­ча­тым Г. у. (чух­та у на­ро­дов Кав­ка­за; ко­кош­ник, ки­ка, по­вой­ник у рус­ских; че­пец у на­ро­дов Зап. Ев­ро­пы, ук­ра­ин­цев; убор с на­мит­кой у бе­ло­ру­сов и т. п.). Обы­чай за­кры­вать во­ло­сы свя­зан с ве­рой в ма­гич. си­лу жен­ских во­лос («про­сто­во­ло­сость» при­пи­сы­ва­лась не­чис­той си­ле и ведь­мам), час­то рас­про­стра­няв­ший­ся (ве­ро­ят­но, из-за эк­зо­га­мии) толь­ко на за­муж­них жен­щин, при­над­ле­жав­ших чу­жой род­ст­вен­ной груп­пе; за­тем он был пе­ре­ос­мыс­лен как вы­ра­же­ние жен­ско­го це­ло­муд­рия и под­чи­нён­но­го по­ло­же­ния. В про­ти­во­по­лож­ность жен­ским де­ви­чьи Г. у. в этих куль­ту­рах ос­тав­ля­ли во­ло­сы от­кры­ты­ми, име­ли обыч­но вид вен­ка или ма­лень­кой круг­лой ша­поч­ки, ино­гда иден­тич­ной муж­ско­му Г. у. (вен­ки у на­ро­дов Ев­ро­пы, тю­бе­тей­ки и ша­поч­ки та­кыя, такъя, та­хя у на­ро­дов По­вол­жья и Ср. Азии и т. п.). Как жен­ские, так и де­ви­чьи Г. у. со­че­та­лись с ме­тал­лич. ук­ра­ше­ния­ми: на­лоб­ны­ми, ви­соч­ны­ми (напр., т. н. ви­соч­ные коль­ца у вост. сла­вян), на­кос­ни­ка­ми и т. д.

На­чи­ная с 12–13 вв. в Зап. Ев­ро­пе на фор­му муж­ских и жен­ских Г. у. ока­зы­ва­ла силь­ное влия­ние мо­да. Но тра­диц. зна­че­ние Г. у. как обя­за­тель­ной при­над­леж­но­сти улич­но­го кос­тю­ма со­хра­ня­лось в ев­роп. об­ще­ст­ве до сер. 20 в. Ны­не Г. у. вы­пол­ня­ют сим­во­лич. функ­цию в не­ко­то­рых про­фес­сио­наль­ных и кон­фес­сио­наль­ных груп­пах, в оп­ре­де­лён­ных эти­кет­ных си­туа­ци­ях и т. п.

Лит.: Мас­ло­ва Г. С. Одеж­да // Эт­но­гра­фия во­сточ­ных сла­вян. М., 1987; Са­бу­ро­ва М. А. Древ­не­рус­ский ко­стюм // Древ­няя Русь. Быт и куль­ту­ра. М., 1997; Cutsem A. A world of head ornaments: Africa, Asia, Oceania, Ame­rica from the Ghysels collection. Mil.; N. Y., 2005; Жи­ли­на Н. В. Рус­ский жен­ский го­лов­ной убор XIV–XVII вв. // Мо­да и ди­зайн: ис­то­ри­чес­кий опыт – но­вые тех­но­ло­гии. СПб., 2006.

Вернуться к началу