Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

А́ВТОРСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 169

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А́ВТОРСКАЯ ШКО́ЛА, фор­ма ин­но­ва­цион­ной об­ра­зо­ва­тель­ной прак­ти­ки в Рос­сии в кон. 20 в.; экс­пе­рим. об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ние, дея­тель­ность ко­то­ро­го стро­ит­ся на ос­но­ве творч. пси­хо­ло­го-пе­да­го­гич. и (или) ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­ленч. кон­цеп­ций, раз­ра­бо­тан­ных отд. ав­то­ром или ав­тор­ским кол­лек­ти­вом. Тер­мин «А. ш.» упот­реб­ля­ет­ся с кон. 1980-х гг. По­яв­ле­ние и раз­ви­тие А. ш. свя­за­но с де­цен­тра­ли­за­ци­ей управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем в Рос­сии, пре­одо­ле­ни­ем еди­но­об­ра­зия об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ний и про­воз­гла­ше­ни­ем прин­ци­па их ав­то­ном­но­сти в ка­че­ст­ве прин­ци­па гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния (За­кон РФ об об­ра­зо­ва­нии, 1992). Кон­цеп­ции и прак­ти­ка А. ш. обыч­но су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ют­ся от тра­диц. прак­ти­ки школ и час­то стро­ят­ся на про­ти­во­пос­тав­ле­нии этой прак­ти­ке, её кри­ти­ке и до­ка­за­тель­ст­ве пре­иму­ществ но­вых под­хо­дов пе­ред из­вест­ны­ми. В ро­ли соз­да­те­лей А. ш. вы­сту­па­ют как учё­ные, так и прак­ти­ки. А. ш. из­вест­ны, как пра­вило, по име­нам их соз­да­те­лей («шко­ла В. А. Ка­ра­ков­ско­го», «шко­ла Е. А. Ям­бур­га») или по обоб­щаю­щим на­званиям фи­лос. и пси­хо­ло­го-пе­да­го­гич. идей, ле­жа­щих в ос­но­ве об­ра­зо­ват. систе­мы шко­лы: «шко­ла диа­ло­га куль­тур» (В. С. Биб­лер, С. Ю. Кур­га­нов), «шко­ла раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния» (В. В. Давы­дов), «шко­ла са­мо­оп­ре­де­ле­ния» (А. Н. Ту­бель­ский) и др. Тер­мин «А. ш.» час­то при­ме­ня­ют и к наи­бо­лее из­вест­ным об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ни­ям про­шлых де­ся­ти­ле­тий («шко­ла А. С. Ма­ка­рен­ко», «шко­ла В. А. Су­хо­м­лин­ско­го» и др.).

Вернуться к началу