Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АВИАЦИО́ННАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 77

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Орлов

АВИАЦИО́ННАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ, од­на из наи­бо­лее нау­ко­ём­ких от­рас­лей, соз­даю­щая авиац. тех­ни­ку (АТ) как ко­неч­ную про­дук­цию, вклю­чаю­щую со­став­ные час­ти, соз­дан­ные в са­мой А. п. и др. от­рас­лях (ра­дио­тех­ни­че­ской, элек­трон­ной, ме­тал­лур­ги­че­ской, хи­ми­че­ской). От­расль зна­чи­тель­но сти­му­ли­ру­ет по­вы­ше­ние на­уч­но-тех­нич. уров­ня всей про­мыш­лен­но­сти.

К АТ от­но­сят­ся: пи­ло­ти­руе­мые и бес­пи­лот­ные ле­тат. ап­па­ра­ты (ЛА), дви­га­те­ли, сис­те­мы, аг­ре­га­ты и при­бо­ры, сред­ст­ва, обес­пе­чи­ваю­щие при­ме­не­ние, уп­рав­ле­ние и тех­нич. об­слу­жи­ва­ние ЛА, учеб­но-тре­ни­ро­воч­ные сред­ст­ва, сред­ст­ва ре­мон­та. Соз­да­ние АТ вклю­ча­ет в се­бя их раз­ра­бот­ку (НИОКР, в т. ч. ис­пы­та­ния), се­рий­ное про­из-во и на­уч­но-тех­нич. со­про­во­ж­де­ние в про­цес­се экс­плуа­та­ции.

В нач. 20 в. поя­ви­лись пер­вые спе­циа­ли­зир. мас­тер­ские, за­во­ды и фир­мы, стро­ив­шие как отд. об­раз­цы ЛА, так и их ма­лые се­рии. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны, бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию авиа­ции в во­ен. це­лях, А. п. пе­ре­жи­ва­ла пе­ри­од ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия и к 1920 уже пред­став­ля­ла со­бой са­мо­сто­ят. от­расль, су­ще­ст­вен­но на­рас­тив­шую свой по­тен­ци­ал к 1940. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны тем­пы рос­та А. п. бы­ли ещё вы­ше. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од раз­ви­тие А. п. пре­тер­пе­ло ка­че­ст­вен­ный ска­чок, ко­то­рый за­клю­чал­ся в пе­ре­хо­де авиа­ции на ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли, что по­тре­бо­ва­ло ос­вое­ния от­рас­лью но­вых ма­те­риа­лов, раз­ра­бот­ки и вне­дре­ния но­вых тех­но­ло­гий. В даль­ней­шем А. п. раз­ви­ва­лась по пу­ти как на­ра­щи­ва­ния тем­пов вы­пус­ка АТ для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей во­ен. и гражд. авиа­ции, так и по­вы­ше­ния их тех­нич. и эк­сплу­атац. ха­рак­те­рис­тик.

В Рос­сии А. п. воз­ник­ла в 1909–11, к 1917 су­ще­ст­во­ва­ло 15 авиа­за­во­дов. (О А. п. в России см. в ст. Авиа­ци­он­но-кос­ми­чес­кий ком­плекс в то­ме «Рос­сия».)

За ру­бе­жом наи­боль­шее раз­ви­тие А. п. по­лу­чи­ла в США и ев­роп. стра­нах. В США она ста­ла ин­тен­сив­но раз­ви­вать­ся в го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны. В 1914–18 бы­ло вы­пу­ще­но ок. 17 тыс. са­мо­лё­тов, в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны – ок. 300 тыс. По­сле 1945 ак­тив­но раз­вива­ет­ся ре­ак­тив­ная АТ. К чис­лу са­мых зна­чит. авиа­стро­ит. про­грамм США в 1970–80-х гг. от­но­сят­ся про­из-во ис­тре­би­те­лей су­хо­пут­но­го и па­луб­но­го ба­зи­ро­ва­ния, штур­мо­ви­ков, вер­то­лё­тов, стра­те­гич. бом­бар­ди­ров­щи­ков, ма­ло­за­мет­ных са­мо­лё­тов; в те же го­ды на­ла­же­но мас­со­вое про­из-во пас­са­жир­ских са­мо­лё­тов. С 1990-х гг. раз­вёр­ну­та про­грам­ма соз­да­ния ис­тре­би­те­лей но­во­го по­ко­ле­ния.

В Ев­ро­пе А. п. наи­бо­лее раз­ви­та в Вели­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Фран­ции, Шве­ции. В Ве­ли­ко­бри­та­нии А. п. сфор­ми­ро­ва­лась в го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны (бы­ло вы­пу­ще­но ок. 56 тыс. са­мо­лё­тов). На­чи­ная с 1940 вы­пуск во­ен. са­мо­лё­тов рез­ко воз­рос; за го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны их бы­ло вы­пу­ще­но ок. 125 тыс. По­сле 1945 А. п. Ве­ли­ко­бри­та­нии пе­ре­шла на про­из-во ре­ак­тив­ной АТ, на­ча­лась ре­ор­га­ни­за­ция и кон­цен­тра­ция от­рас­ли. В Гер­ма­нии А. п. до 1913 бы­ла ори­ен­ти­ро­ва­на на ди­ри­жаб­ле­строе­ние, од­на­ко уже в 1914 бы­ло вы­пу­ще­но 1348 са­мо­лё­тов. Все­го за го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны по­строе­но 48 тыс. са­мо­лё­тов. По­сле вой­ны во­ен. авиа­строе­ние в Гер­ма­нии бы­ло за­пре­ще­но, од­на­ко ос­лаб­ле­ние за­пре­тов по­зво­ли­ло в 1926–32 вы­пус­кать до 500 са­мо­лё­тов в год. Милитаризация Германии в 1930-х гг. ус­ко­рила раз­ви­тие от­рас­ли, и в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны бы­ло вы­пу­ще­но св. 100 тыс. са­мо­лё­тов.

Во Фран­ции А. п. сфор­ми­ро­ва­лась в 1904–14. За го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны бы­ло по­строе­но ок. 68 тыс. са­мо­лё­тов. В 1921–22 от­расль вы­шла на 1-е ме­сто в ми­ре (ок. 3,5 тыс. са­мо­лё­тов в год), од­на­ко в по­сле­дую­щие го­ды франц. А. п. по­сте­пен­но ус­ту­пи­ла ве­ду­щую роль Ве­ли­ко­бри­та­нии и США, и к 1939 франц. са­мо­лё­ты от­ста­ва­ли от ми­ро­во­го уров­ня. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны бы­ла про­из­ве­де­на ре­ор­га­ни­за­ция и на­цио­на­ли­за­ция час­ти авиа­стро­ит. фирм, в 1950-е гг. раз­вер­ну­лось про­из-во ре­ак­тив­ной АТ. В Шве­ции А. п. на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся в 1920-е гг. на ба­зе фи­лиа­ла фир­мы «Юн­керс» и не­сколь­ких гос. за­во­дов, вы­пус­кав­ших ли­цен­зи­он­ную про­дук­цию. По­сле 1945 А. п. Шве­ции ста­ла про­изво­дить са­мо­лё­ты собств. кон­ст­рук­ции и пол­но­стью обес­пе­чи­вать свои ВВС.

Сре­ди стран Азии А. п. наи­бо­лее раз­ви­та в Ки­тае и Япо­нии. В Ки­тае А. п. на­ча­лась с авиа­ре­монт­ных мас­тер­ских (1913), пер­вые авиац. за­во­ды бы­ли ос­но­ва­ны япон. фир­ма­ми (1933) и в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны се­рий­но вы­пус­ка­ли са­мо­лё­ты. На­чи­ная со 2-й пол. 1950-х гг. с уча­сти­ем сов. спе­циа­ли­стов на­ла­же­но круп­но­се­рий­ное про­из-во (по ли­цен­зи­ям) ря­да сов. са­мо­лё­тов. В нач. 21 в. А. п. Ки­тая про­из­во­дит АТ как по ли­цен­зи­ям, так и собств. раз­ра­бот­ки. В Япо­нии А. п. на­ча­ла вы­пус­кать АТ в 1914, од­на­ко до 1920-х гг. поч­ти все са­мо­лё­ты строи­лись по ли­цен­зи­ям. К 1934 от­расль уже ста­ла прак­ти­че­ски не­за­ви­си­мой. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны мощ­но­сти А. п. Япо­нии рез­ко воз­рос­ли (в 1944 про­из­ве­де­но ок. 3 тыс. са­мо­лё­тов). По­сле вой­ны А. п. бы­ла свёр­ну­та и на­ча­ла воз­ро­ж­дать­ся в 1950-х гг. Боль­шая часть про­из­во­ди­мой АТ яв­ля­ет­ся ли­цен­зи­он­ной.

Важ­ная тен­ден­ция раз­ви­тия А. п. – об­ра­зо­ва­ние круп­ных, в т. ч. меж­на­цио­наль­ных, авиа­стро­ит. кор­по­ра­ций пу­тём слия­ния бо­лее мел­ких. Кор­по­ра­тиза­ция обу­слов­ле­на зна­чит. ус­лож­не­ни­ем АТ, а так­же тех­ни­ко-эко­но­мич. не­це­ле­со­об­раз­но­стью или не­воз­мож­но­стью соз­да­ния но­вых об­раз­цов АТ си­лами отд. авиа­стро­ит. фир­мы. Объ­е­ди­не­ние фирм в кор­по­ра­ции (в осн. по видам АТ) по­зво­ля­ет сни­жать за­тра­ты на её из­го­тов­ле­ние, по­вы­шая кон­ку­рен­то­спо­соб­ность дан­но­го об­раз­ца и ос­лаб­ляя тен­ден­цию к па­де­нию спро­са как на во­ен. АТ, так и (в мень­шей ме­ре) на гра­ж­дан­скую. В Рос­сии та­ки­ми кор­по­рация­ми яв­ля­ют­ся Рос. са­мо­лё­то­строит. ком­па­ния «МиГ», Авиа­ци­он­ная хол­дин­го­вая ком­па­ния «Су­хой», «Аэ­ро­косми­че­ское обо­ру­до­ва­ние», «Так­ти­че­ское ра­кет­ное ору­жие» и ряд дру­гих; в США – «Бо­инг», «Лок­хид-Мар­тин», «Нор­троп-Грум­ман» и др., в Ев­ро­пе – «Эр­бас ин­да­ст­ри».

Всё боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ет сер­вис­ное об­слу­жи­ва­ние соз­дан­ной АТ фир­ма­ми-про­из­во­ди­те­ля­ми в це­лях по­вы­ше­ния без­опас­нос­ти по­лё­тов.

Лит.: Авиа­ция: Эн­цик­ло­пе­дия / Гл. ред. Г. П. Сви­щев. М., 1994; Авиа­строе­ние Рос­сии / Под ред. А. Г. Бра­ту­хи­на. М., 1995.

Вернуться к началу