Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАСИ́МОВСКОЕ ЦА́РСТВО

Авторы: Б. Р. Рахимзянов

КАСИ́МОВСКОЕ ЦА́РСТВО (Ка­си­мов­ское хан­ст­во, Ме­ще­ра, Ме­щер­ский юрт), при­ня­тое в ли­те­ра­ту­ре на­зва­ние су­ще­ст­во­вав­ше­го в сер. 15 – 17 вв. на тер­ри­то­рии Рус. гос-ва вла­де­ния с цен­тром в г. Ка­си­мов во гла­ве с пред­ста­ви­те­ля­ми ди­на­стии Чин­ги­си­дов.

В ис­то­рио­гра­фии су­ще­ст­ву­ет два осн. взгля­да на при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния К. ц. Со­глас­но пер­во­му (М. Г. Ху­дя­ков, Б. Р. Ра­хим­зя­нов и др.), об­ра­зо­ва­ние К. ц. ста­ло од­ним из ус­ло­вий вы­ку­па из пле­на вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия II Ва­силь­е­ви­ча и бы­ло обе­ща­но Улуг-Му­хам­ме­ду по­сле про­иг­ран­но­го ему моск. вой­ска­ми Суз­даль­ско­го сра­же­ния 1445. Со­глас­но вто­ро­му (В. В. Вель­я­ми­нов-Зер­нов, А. А. Зи­мин и др.), соз­да­ние К. ц. яв­ля­лось по­пыт­кой Моск. вел. кн-ва про­ти­во­дей­ст­во­вать воз­ник­ше­му в сер. 15 в. Ка­зан­ско­му хан­ст­ву. Кро­ме то­го, вы­ска­зы­ва­лась так­же точ­ка зре­ния (А. В. Бе­ля­ков), со­глас­но ко­то­рой К. ц. не бы­ло ре­аль­ным по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ни­ем, а по­жа­ло­ва­ние Но­во­го Ни­зо­во­го Го­род­ка (Ка­си­мо­ва) та­тар­ским ца­ре­ви­чам ста­ло на­ча­лом фор­ми­ро­ва­ния тра­ди­ции по­жа­ло­ва­ния слу­жи­лым Чин­ги­си­дам до­хо­дов с оп­ре­де­лён­ных го­ро­дов. Дис­кус­си­он­ным яв­ля­ет­ся так­же во­прос о тер­ри­то­рии К. ц. Су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что оно за­ни­ма­ло прак­ти­че­ски всю Ме­ще­ру (с го­ро­да­ми Ка­си­мов, Елать­ма, Ка­дом и да­же Тем­ни­ков) (Д. М. Ис­ха­ков и др.). Др. ис­сле­до­ва­те­ли (напр., А. В. Азов­цев) счи­та­ют, что тер­ри­то­рия К. ц. все­гда ог­ра­ни­чи­ва­лась раз­ме­ра­ми по­са­да Ка­си­мо­ва и жа­ло­ван­ных по­мес­тий близ Ка­си­мо­ва или в др. ре­гио­нах. К дан­ной точ­ке зре­ния скло­ня­ют­ся и ар­хео­ло­ги (А. В. Чер­не­цов).

Да­та воз­ник­но­ве­ния К. ц. так­же дис­кус­си­он­на. По мне­нию од­них ис­сле­до­ва­те­лей, это про­изош­ло уже в 1445, по мне­нию дру­гих, – в 1452. Мож­но ут­вер­ждать, что оно воз­ник­ло не позд­нее 1456. В Но­вом Ни­зо­вом Го­род­ке бы­ли по­се­ле­ны с раз­ре­ше­ния Ва­си­лия II де­ти ха­на Улуг-Му­хам­ме­да – ца­ре­ви­чи Ка­сим (Тре­губ) и Якуб. В оцен­ке ста­ту­са К. ц. мне­ния ис­сле­до­ва­те­лей так­же рас­хо­дят­ся. Од­ни оп­ре­де­ля­ют его как вас­саль­ное по от­но­ше­нию к Мо­с­ков­ско­му вел. кн-ву (с кон. 15 в. – Рус. гос-ву) вла­де­ние, ко­то­рое по сво­ему об­ществ.-по­ли­тич. уст­рой­ст­ву бы­ло прак­ти­че­ски иден­тич­но др. го­су­дар­ст­вам – на­след­ни­кам Зо­ло­той Ор­ды (в осо­бен­но­сти Ка­зан­ско­му и Крым­ско­му хан­ст­вам) и в во­про­сах внутр. управ­ле­ния до 1530-х гг. яв­ля­лось пол­но­стью не­за­ви­си­мым от сво­его сю­зе­ре­на. Др. ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что по­жа­ло­ва­ние К. ц. пред­став­ля­ло свое­об­раз­ную раз­но­вид­ность корм­ле­ния – на со­дер­жа­ние Чин­ги­си­да и его дво­ра по­сту­па­ли до­хо­ды с го­ро­да, ясак с не­пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния уез­да и т. н. та­тар­ский вы­ход (де­неж­ная оп­ла­та во­ен. ус­луг).

Пер­вый тат. вла­де­лец Но­во­го Ни­зо­во­го Го­род­ка – Ка­сим (ум. ок. 1469) в 1467 пре­тен­до­вал на трон Ка­зан­ско­го хан­ст­ва и был под­дер­жан вел. кн. мо­с­ков­ским Ива­ном III Ва­силь­е­ви­чем, од­на­ко во­ен. по­ход в хо­де пер­вой из ка­зан­ско-рус­ских войн (1467–69) окон­чил­ся не­удач­но, и Ка­си­му при­шлось вер­нуть­ся в своё вла­де­ние. Сын Ка­си­ма сул­тан Дань­яр (вла­дел в пе­ри­од ок. 1469 – ок. 1486) ак­тив­но при­вле­кал­ся Ива­ном III к уча­стию в разл. во­ен. опе­ра­ци­ях: воз­глав­лял от­ря­ды ка­си­мов­ских та­тар в по­хо­дах на Нов­го­род (1471, 1477–78), при обо­ро­не гра­ни­цы по Оке от на­па­де­ния ха­на Боль­шой Ор­ды Ах­ме­да (1472). Ок. 1486 по­том­ков Улуг-Му­хам­ме­да в Ка­си­мо­ве сме­ни­ли пред­ста­ви­те­ли крым­ской ди­на­стии Ги­ре­ев – хан Нур-Девлет-Ги­рей (ок. 1486 – 1490) и его сы­но­вья – сул­та­ны Са­тыл­ган (1490 – ме­ж­ду 1506 и 1508, с пе­ре­ры­вом) и Джа­най (ме­ж­ду 1506 и 1508 – ок. 1512). Нур-Дев­лет-Ги­рей – сын ос­но­ва­те­ля Крым­ско­го хан­ст­ва ха­на Хад­жи-Ги­рея и род­ной брат пра­вив­ше­го в Кры­му ха­на Менг­ли-Ги­рея I – был серь­ёз­ным со­юз­ни­ком Рус. гос-ва в его внеш­ней по­ли­ти­ке по от­но­ше­нию к Крым­ско­му хан­ст­ву. Он мог предъ­яв­лять ди­на­стич. пре­тен­зии на хан­ский пре­стол, что по­зво­ля­ло вел. кн. мо­с­ков­ско­му ока­зы­вать оп­ре­де­лён­ное дав­ле­ние на по­ли­ти­ку Крым­ско­го хан­ст­ва. Бое­вая кон­ни­ца ка­си­мов­ских та­тар, рас­по­ла­га­ясь на гра­ни­це Рус. гос-ва, яв­ля­лась удар­ной си­лой в борь­бе как про­тив Боль­шой Ор­ды, так и про­тив Ка­зан­ско­го хан­ст­ва. В 1486–1502 осн. си­лы К. ц. бы­ли бро­ше­ны на по­мощь крым­ско­му ха­ну в раз­гро­ме Боль­шой Ор­ды. Ок. 1512 в Ка­си­мо­ве вновь сме­ни­лась ди­на­стия, но­вым вла­дель­цем стал пле­мян­ник ха­на Боль­шой Ор­ды Ах­ме­да – Шейх-Ау­ле­ар (Шейх-Ав­ли­яр) ибн Бах­ти­ар (ок. 1512 – 1516), а за­тем его сы­но­вья – Шах-Али (1516–19, 1535–46, 1546–1551, 1552–67) и Джан-Али (1519 – 1531 или 1532). В кон. 1510-х – нач. 1550-х гг. пра­ви­те­ли К. ц. иг­ра­ли важ­ную роль в вост. по­ли­ти­ке Рус. гос-ва как пре­тен­ден­ты на пре­стол Ка­зан­ско­го хан­ст­ва. Они за­ни­ма­ли его че­ты­ре­ж­ды (1519–21; 1531 или 1532 – 1535; 1546; 1551–52).

По мне­нию боль­шин­ст­ва ис­то­ри­ков, с 1530-х гг. вел. кня­зья мо­с­ков­ские на­ча­ли по­сте­пен­но вме­ши­вать­ся во внутр. де­ла К. ц., вво­дя эле­мен­ты под­чи­няю­щей­ся Мо­ск­ве ад­ми­ни­ст­ра­ции. По­сто­ян­ный пред­ста­ви­тель в ран­ге околь­ни­че­го из­вес­тен в Ка­си­мо­ве с но­яб. 1542. В 1552 Чин­ги­си­дам ста­ли жа­ло­вать круп­ные по­ме­стья в Ка­си­мов­ском и Ела­том­ском уез­дах. Со 2-й пол. 16 в. со­кра­ща­лось во­ен. зна­че­ние от­ря­дов ка­си­мов­ских та­тар в со­ста­ве рус. вой­ска. По­сле смер­ти Шах-Али (20.4.1567) его ме­сто в Ка­си­мо­ве спус­тя не­ко­то­рое вре­мя за­нял Са­ин-Бу­лат ибн Бик-Бу­лат (в кре­ще­нии Си­ме­он Бек­бу­ла­то­вич) (ок. 1570 – ле­то 1573). Рус. вла­сти не­од­но­крат­но со­би­ра­лись ли­к­ви­ди­ро­вать К. ц. Впер­вые это про­изош­ло по­сле кре­ще­ния Са­ин-Бу­ла­та, по­сле че­го в Ка­си­мо­ве бо­лее 10 лет от­сут­ст­во­вал Чин­ги­сид с ти­ту­лом ка­симов­ско­го ца­ря или ца­ре­ви­ча. В сер. 1570-х гг. пред­ста­ви­те­лей в ран­ге околь­ни­чих в Ка­си­мо­ве сме­ни­ли осад­ные го­ло­вы, что го­во­рит о сни­же­нии зна­че­ния го­ро­да. Од­на­ко царь Фё­дор Ива­но­вич воз­ро­дил преж­нюю тра­ди­цию, а Ка­си­мов был по­жа­ло­ван Мус­та­фе-Али ибн Аб­ду­ле (1584 или 1585 – не ра­нее 1590). Это бы­ло сде­ла­но, ско­рее все­го, для под­ня­тия ме­ж­ду­нар. пре­сти­жа но­во­го ца­ря, т. к. су­ще­ст­во­ва­ние К. ц. ис­поль­зо­ва­лось рус. вла­стя­ми в ди­пло­ма­тич. иг­ре с Крым­ским хан­ст­вом и Ос­ман­ской им­пе­ри­ей, ко­то­рые об­ви­ня­ли ца­ря в при­тес­не­нии му­суль­ман, раз­ру­ше­нии их ус­то­ев, обы­ча­ев, ве­ры. В от­вет рус. царь ука­зы­вал на при­сут­ст­вие в пра­во­слав­ном Рус. гос-ве му­сульм. об­ра­зо­ва­ния, жи­те­ли ко­то­ро­го сво­бод­но при­дер­жи­ва­ют­ся сво­ей ве­ры и сло­жив­ших­ся по­ряд­ков.

В 1600–10 в Ка­си­мо­ве пра­вил пред­ста­ви­тель ка­зах. Чин­ги­си­дов Ураз-Му­хам­мед ибн Он­дан. Воз­ро­ж­де­ние ти­ту­ла ка­си­мов­ско­го ца­ря в 1614 про­изош­ло, воз­мож­но, из-за же­ла­ния рус. ца­ря вос­ста­но­вить преж­нюю си­туа­цию, а так­же, ви­ди­мо, в ка­че­ст­ве бла­го­дар­но­сти ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча си­бир­ско­му ца­ре­ви­чу Арс­ла­ну ибн Али за во­ен. под­держ­ку во вре­мя Ре­чи По­спо­ли­той ин­тер­вен­ции на­ча­ла 17 в. При этом ком­пе­тен­ция ка­си­мов­ско­го ца­ря вновь су­жа­лась, а осн. вла­ст­ной фи­гу­рой в Ка­си­мо­ве по­сте­пен­но ста­но­вил­ся на­зна­чае­мый ту­да из Мо­ск­вы вое­во­да, ко­то­рый пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вал дея­тель­ность Арс­ла­на ибн Али. Ка­си­мов­ско­му ца­рю бы­ли за­пре­ще­ны лю­бые кон­так­ты с ино­зем­ца­ми-му­суль­ма­на­ми. Арс­лан ибн Али вла­дел Ка­си­мо­вом до смер­ти (апр. 1626). До­хо­ды его сы­на и на­след­ни­ка Се­ид-Бур­хан ибн Арс­ла­на (в кре­ще­нии по­сле апр. 1654 – Ва­си­лий Арас­ла­но­вич) по ре­ше­нию моск. вла­стей рез­ко со­кра­ти­лись (по мне­нию А. В. Бе­ля­ко­ва, с это­го мо­мен­та мож­но го­во­рить о ли­к­ви­да­ции К. ц.). Тем не ме­нее за Се­ид-Бур­ха­ном со­хра­ни­ли по­ме­стья и ти­тул ца­ре­ви­ча ка­си­мов­ско­го, а в 1636 да­же час­тич­но вос­ста­но­ви­ли его до­хо­ды (с по­са­да, та­мо­жен и ка­ба­ков; в 1654 все ка­ба­ки от­пи­са­ны на рус. ца­ря). При этом су­деб­ные та­тар­ские по­шли­ны Се­ид-Бур­ха­ну воз­вра­ще­ны не бы­ли. Ста­тус ка­си­мов­ско­го ца­ре­ви­ча срав­нял­ся с др. слу­жи­лы­ми Чин­ги­си­да­ми, и он по­те­рял без­ус­лов­ное стар­шин­ст­во сре­ди иных слу­жи­лых ца­рей и ца­ре­ви­чей. По­сле смер­ти Ва­си­лия Арас­ла­но­ви­ча (1679) по­ме­стья ца­ре­ви­ча и до­хо­ды с Ка­си­мо­ва дос­та­лись его сы­новь­ям Се­мё­ну и Ива­ну. В 1681 за ни­ми ос­та­лись толь­ко по­ме­стья, что ста­ло кон­цом су­ще­ст­во­ва­ния Ка­си­мов­ско­го цар­ст­ва.

Лит.: Вель­я­ми­нов-Зер­нов В. В. Ис­сле­до­ва­ние о ка­си­мов­ских ца­рях и ца­ре­ви­чах. СПб., 1863–1887. Ч. 1–4; Ис­ха­ков Д. М. От сред­не­ве­ко­вых та­тар к та­та­рам но­во­го вре­ме­ни (Эт­но­ло­ги­че­ский взгляд на ис­то­рию вол­го-ураль­ских та­тар XV–XVII вв.). Ка­зань, 1998; Ра­хим­зя­нов Б. Р. Крым­ская ди­на­стия в Ка­си­мов­ском цар­ст­ве // Точ­ка зре­ния. Ка­зань, 2000. Вып. 3; он же. Рус­ские кня­же­ст­ва и на­след­ни­ки Зо­ло­той Ор­ды в XV в.: На­чаль­ная ис­то­рия Ка­си­мов­ско­го хан­ст­ва // Rossica antiqua: ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. 2006. СПб., 2006; он же. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-по­ли­ти­че­ская и эт­но­со­ци­аль­ная струк­ту­ра Ме­щер­ско­го юр­та // Ис­то­рия на­ро­дов Рос­сии в ис­сле­до­ва­ни­ях и до­ку­мен­тах. М., 2007. Вып. 2; Ху­дя­ков М. Г. Очер­ки по ис­то­рии Ка­зан­ско­го хан­ст­ва. М., 2004; Бе­ля­ков А. В. «Ка­си­мов­ское цар­ст­во» ран­не­го пе­рио­да (XV – пер­вая по­ло­ви­на XVI в.): про­бле­ма ин­тер­пре­та­ции ис­точ­ни­ков // Вос­точ­ная Ев­ро­па в древ­но­сти и сред­не­ве­ко­вье. М., 2005. Ч. 2; он же. Арас­лан Алее­вич – по­след­ний царь ка­си­мов­ский // Ря­зан­ская ста­ри­на: 2004–2005. Ря­зань, 2006. Вып. 2/3; он же. Ураз-Му­хам­мед ибн Он­дан // Ми­нин­ские чте­ния. Н. Нов­го­род, 2007.

Вернуться к началу