Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВО́ЛГО-ДОНСКО́Й КАНА́Л

Авторы: Ю. Н. Моруков
Шлюз Волго-Донского канала. Фото.

ВО́ЛГО-ДОНСКО́Й КАНА́Л (Вол­го-Дон­ской ка­нал име­ни В. И. Ле­ни­на), су­до­ход­ная ма­ги­ст­раль, со­еди­няю­щая ре­ки Вол­га и Дон (а че­рез них – Кас­пий­ский и Азо­во-Чер­но­мор­ский бас­сей­ны) в мес­те их наи­боль­ше­го сбли­же­ния; важ­ное зве­но еди­ной глу­бо­ко­вод­ной транс­порт­ной сис­те­мы в Ев­роп. час­ти РФ. Дли­на 101 км, в т. ч. 56 км – ис­кусств. вод­ные пу­ти. Про­те­ка­ет по впа­ди­не, раз­де­ляю­щей При­волж­скую воз­вы­шен­ность и воз­вы­шен­ность Ер­ге­ни. Под­ни­ма­ет­ся от Са­репт­ско­го за­то­на Вол­ги (близ г. Вол­го­град), про­хо­дит по до­ли­не р. Сар­па, Вар­ва­ров­ско­му и Бе­ре­слав­ско­му во­до­хра­ни­ли­щам на р. Черв­лё­ная и Кар­пов­ско­му во­до­хра­ни­ли­щу на р. Кар­пов­ка, вы­хо­дит в Цим­лян­ское во­до­хра­ни­ли­ще на р. Дон (близ г. Ка­лач-на-До­ну). Име­ет 13 од­но­ка­мер­ных шлю­зов (9 на волж­ском скло­не и 4 на дон­ском) раз­ме­ра­ми 145×18 м и глу­би­ной на по­ро­ге шлю­за 4 м. Они под­ни­ма­ют су­да со сто­ро­ны Вол­ги на 88 м (от от­мет­ки ми­нус 14 м в Са­репт­ском за­то­не до 74 м над уров­нем мо­ря на во­до­раз­де­ле) и опус­ка­ют на 40 м (до от­мет­ки 34 м в Цим­лян­ском во­до­хра­ни­ли­ще). Ка­нал пи­та­ет­ся дон­ской во­дой, ко­то­рая по­да­ёт­ся тре­мя на­сос­ны­ми стан­ция­ми на раз­дель­ный бьеф. Ши­ри­на ка­на­ла по по­верх­но­сти во­ды 70 м. Га­ба­ри­ты ка­на­ла до­пус­ка­ют про­ход су­дов гру­зо­подъ­ём­но­стью до 5 тыс. т. Про­ект­ная гру­зо­про­пу­ск­ная спо­соб­ность ка­на­ла 10,5 млн. т за на­ви­гацию.

Пер­вый про­ект соз­да­ния по­доб­но­го ка­на­ла поя­вил­ся в кон. 17 в., то­гда же на­ча­лись ра­бо­ты по его со­ору­же­нию (пре­кра­ще­ны в свя­зи с за­клю­че­ни­ем Прут­ско­го ми­ра 1711). В по­сле­дую­щем раз­ра­бо­та­но св. 30 про­ек­тов со­еди­не­ния Вол­ги и До­на (в т. ч. про­ек­ты ин­же­не­ров Л. Дрю, 1884, Н. П. Пу­зы­рев­ско­го, 1910). В РСФСР строи­тель­ст­во В.-Д. к. бы­ло от­не­се­но к чис­лу важ­ней­ших на­род­но-хо­зяй­ст­вен­ных за­дач (по­ста­нов­ле­ние СНК от 14.5.1918). Про­ект ка­на­ла раз­ра­ба­ты­вал­ся спе­ци­аль­но соз­дан­ным Управ­ле­ни­ем ра­бот по по­строй­ке В.-Д. к. В 1926 об­ра­зо­ва­но Управ­ле­ние строи­тель­ст­ва Вол­го-Дон­ско­го вод­но­го пу­ти (по­ста­нов­ле­ние СТО СССР от 3.12.1926), за­вер­шив­шее раз­ра­бот­ку про­ек­та (ут­вер­ждён Эко­но­мич. со­ве­том при СНК СССР в 1927), од­на­ко строи­тель­ст­во бы­ло от­ло­же­но из-за не­хват­ки средств и ра­бо­чей си­лы. В сер. 1930-х гг. строи­тель­ст­во ка­на­ла по­ру­че­но НКВД СССР (имел опыт строи­тель­ст­ва Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла и ка­на­ла име­ни Мо­ск­вы). Про­ект­ное бю­ро гид­ро­тех­нич. от­де­ла ГУЛАГа (ру­ко­во­ди­тель – С. Я. Жук) раз­ра­бо­та­ло но­вый про­ект (ут­вер­ждён И. В. Ста­ли­ным в нач. 1941), од­на­ко ра­бо­ты бы­ли ос­та­нов­ле­ны в свя­зи с на­ча­лом Вел. Отеч. вой­ны. В 1946–1948 про­ект В.-Д. к. до­ра­бо­тан в Гид­ропро­ек­те МВД СССР. Для строи­тель­ст­ва ка­на­ла об­ра­зо­ва­но Гл. управ­ле­ние «Глав­гид­ро­вол­го­дон­ст­рой» МВД. Ка­нал по­стро­ен в 1948–52 с ис­поль­зо­ва­ни­ем тру­да за­клю­чён­ных Ка­ла­чёв­ско­го и Цим­лян­ско­го ла­ге­рей НКВД (в авг. 1951 – 76,6 тыс. чел.), а так­же воль­но­на­ём­но­го пер­со­на­ла (28,5 тыс. чел.). Макс. чис­лен­ность за­клю­чён­ных на строи­тель­ст­ве со­ста­ви­ла 118,2 тыс. чел. (1.1.1952).

От­крыт 27.7.1952. Пер­во­на­чаль­но ис­поль­зо­вал­ся для пе­ре­воз­ки гл. обр. уг­ля, зер­на и ле­са, ны­не так­же для транс­пор­ти­ров­ки неф­те­про­дук­тов и ле­са. В 1952–2005 пе­ре­ве­зе­но св. 350 млн. т гру­зов, про­сле­до­ва­ло св. 400 тыс. су­дов раз­ных ти­пов. Ис­поль­зу­ет­ся для пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок, в т. ч. для ту­ри­стич. мар­шру­тов.

В.-Д. к. – па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры (ру­ко­во­ди­тель груп­пы ар­хи­тек­то­ров – Л. М. По­ля­ков), пред­став­ля­ет со­бой еди­ный ар­хит. ан­самбль, скульп­ту­ры и де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты ко­то­ро­го от­ра­жа­ют со­бы­тия Гражд. вой­ны 1917–22 и Ста­лин­град­ской бит­вы 1942–43.

Лит.: Берн­штейн-Ко­ган С. В. Вол­го-Дон. Ис­то­ри­ко-гео­гра­фи­че­ский очерк. М., 1954.

Вернуться к началу