Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВЛАДИ́МИР СВЯТОСЛА́ВИЧ

Авторы: А. В. Назаренко
Равноапостольный князь Владимир. Фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502–03. Архив «Православной энциклопедии»

ВЛАДИ́МИР СВЯТОСЛА́ВИЧ (в кре­ще­нии Ва­си­лий) ((? – 15.7.1015, с. Бе­ре­сто­во, близ Кие­ва), князь нов­го­род­ский (969–978), ки­ев­ский (978–1015). Из ди­на­с­тии Рю­ри­ко­ви­чей. Сын Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча, брат Яро­пол­ка Свя­то­сла­ви­ча и Оле­га Свя­то­сла­ви­ча. Имел 12 сы­но­вей, сре­ди них – Яро­слав Вла­ди­ми­ро­вич Муд­рый, Мсти­слав Вла­ди­ми­ро­вич, Бо­рис и Глеб, при­ём­ный сын Свя­то­полк Вла­ди­ми­ро­вич. Ма­те­рью В. С., со­глас­но «По­вес­ти вре­мен­ных лет» (ПВЛ; осн. ис­точ­ник све­де­ний о нём), бы­ла Ма­лу­ша – «ключ­ни­ца» ки­ев­ской кн. Оль­ги, а его «дядь­кой» (вос­пи­та­те­лем) – До­б­ры­ня, брат Ма­лу­ши. В 969, ко­гда его отец вы­де­лил сы­новь­ям уде­лы, В. С. по­лу­чил Нов­го­род (вто­рой по важ­но­сти стол по­сле ки­ев­ско­го), что сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что кня­жич, ве­ро­ят­но, был сле­дую­щим по стар­шин­ст­ву по­сле Яро­пол­ка Свя­то­сла­ви­ча, по­лу­чив­ше­го Ки­ев. Воз­мож­но, В. С. и Олег Свя­то­сла­вич (по­гиб ок. 977) в 970-х гг. уча­ст­во­ва­ли на сто­ро­не чеш. кн. Бо­ле­сла­ва II и поль­ско­го кн. Меш­ко I в дли­тель­ной и ожес­то­чён­ной борь­бе герм. имп. От­то­на II про­тив чеш­ско-польск. коа­ли­ции, а их брат Яро­полк Свя­то­сла­вич ока­зался на сто­ро­не герм. им­пе­ра­то­ра. В. С. и Яро­полк стре­ми­лись при­влечь на свою сто­ро­ну По­лоцк, где пра­вил то­гда не­за­ви­си­мый от Кие­ва кн. Рог­во­лод. Опа­са­ясь стар­ше­го бра­та, В. С. бе­жал «за мо­ре», по­сле че­го Нов­го­род ока­зал­ся в ру­ках ки­ев­ско­го кня­зя. Од­на­ко ок. 978 В. С. вер­нул­ся с на­ём­ным ва­ряж­ским вой­ском и сно­ва ов­ла­дел Нов­го­ро­дом, по­сле че­го со­вер­шил ус­пеш­ный по­ход про­тив Яро­пол­ка, из­гнав его из Кие­ва. Оса­див Яро­пол­ка в г. Ро­день, В. С. за­ста­вил его сдать­ся, по­сле че­го убил.

Меж­до­усо­би­ца 970-х гг. со­про­во­ж­да­лась ос­лаб­ле­ни­ем, а воз­мож­но, и пол­ным пре­кра­ще­ни­ем дан­ни­че­ской за­ви­си­мо­сти от ки­ев­ско­го кня­зя ря­да вост.-слав. пле­мён. В свя­зи с этим В. С. пред­при­нял ус­пеш­ные по­хо­ды про­тив хор­ва­тов вос­точ­но­сла­вян­ских и ленд­зян (ок. 979 или в 981/982), вя­ти­чей (981/982 и 982/983) и ра­ди­ми­чей (984/985). При­мер­но в 983/984 В. С. по­бе­дил балт­ское пле­мя ят­вя­гов. По­ход В. С. про­тив Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской за­вер­шил­ся за­клю­че­ни­ем дол­го­сроч­но­го рус­ско-бул­гар­ско­го ми­ра (ок. 985/986).

В. С. при­нял ме­ры по внутр. кон­со­лида­ции Др.-рус. гос-ва. Он осу­ще­ст­вил т. н. язы­че­скую ре­лиг. ре­фор­му: на Ста­ро­ки­ев­ской го­ре, ря­дом с кня­же­ским дво­ром, бы­ли воз­ве­де­ны «ку­ми­ры» – де­рев. ста­туи Пе­ру­на, Хор­са, Даждь­бо­га, Стри­бо­га, Се­марг­ла и Мо­ко­ши, им бы­ли ус­та­нов­ле­ны жерт­во­при­но­ше­ния, в т. ч. че­ло­ве­че­ские. С этим свя­ти­ли­щем ряд совр. ар­хео­ло­гов ото­жде­ст­в­ля­ет об­на­ру­жен­ную в 1975 близ фун­да­мен­тов Де­ся­тин­ной церк­ви ка­мен­ную вы­мос­т­ку (1,75×7 м) с 6 по­лу­круг­лы­ми вы­сту­па­ми (по чис­лу идо­лов) и ос­тат­ка­ми боль­шо­го ко­ст­ри­ща. Ка­пи­ще бы­ло вы­не­се­но за пре­де­лы кня­же­ско­го двор­ца, тем са­мым бо­го­слу­же­ние из ча­ст­но­го, ди­на­сти­че­ско­го, ста­ло пуб­лич­ным гос. ак­том.

Важ­ней­шим со­бы­ти­ем кня­же­ния В. С. ста­ло Кре­ще­ние Ру­си. В свя­зи с мя­те­жом Вар­ды Фо­ки, вспых­нув­шим в Ви­зант. им­пе­рии в 987 по­сле ка­та­ст­ро­фич. по­ра­же­ния от бол­гар (ле­том 986), имп. Ва­си­лий II Бол­га­ро­бой­ца от­пра­вил по­соль­ст­во к В. С. с прось­бой о по­мо­щи. Ки­ев­ский князь со­гла­сил­ся, но на­стаи­вал при этом на за­клю­че­нии бра­ка с прин­цес­сой Ан­ной – род­ной се­ст­рой им­пе­ра­то­ра. Ва­си­лий II был вы­ну­ж­ден при­нять ус­ло­вие ки­ев­ско­го кня­зя, од­на­ко, в свою оче­редь, В. С. дол­жен был при­нять хри­сти­ан­ст­во. Он кре­стил­ся в 988, за­оч­ным крё­ст­ным от­цом счи­тал­ся ви­зант. им­пе­ра­тор. Ле­том 988 В. С. от­пра­вил в Ви­зан­тию рус. вой­ско и у Днеп­ров­ских по­ро­гов до осе­ни до­жи­дал­ся прин­цес­сы Ан­ны. Од­на­ко она не при­бы­ла, и раз­гне­ван­ный В. С. вы­сту­пил к Хер­со­не­су (Кор­су­ни), ко­то­рый за­хва­тил по­сле про­дол­жит. оса­ды ме­ж­ду апр. и ию­лем 989, по­сле че­го Ва­си­лий II был вы­ну­ж­ден вы­пол­нить своё обя­за­тель­ст­во. Прин­цес­са Ан­на при­бы­ла в Хер­со­нес, где со­стоя­лось её бра­ко­со­че­та­ние с В. С. (по-ви­ди­мо­му, в том же 989). Не позд­нее 996 в Кие­ве уч­ре­ж­де­на ми­тро­по­лия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, что, оче­вид­но, пре­ду­смат­ри­ва­лось до­го­во­ром В. С. и Ва­си­лия II или яви­лось его не­по­сред­ст­вен­ным след­ст­ви­ем. Од­но­вре­мен­но с ми­тро­по­личь­ей ка­фед­рой уч­ре­ж­де­но неск. епи­скоп­ских ка­федр: в Нов­го­ро­де, так­же, ве­ро­ят­но, в Бел­го­ро­де (Ки­ев­ском) и Чер­ни­го­ве, а воз­мож­но, и в По­лоц­ке и Пе­ре­яс­лав­ле. При В. С. на­ча­лось де­рев. хра­мо­строи­тель­ст­во, ве­ро­ят­но, воз­ник­ли и пер­вые рус. мо­на­сты­ри. В 990/991 (или в 991/992) в Кие­ве за­ло­же­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная ц. во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (ос­вя­ще­на в 995 или 996); в неё бы­ли пе­ре­да­ны мо­щи св. Кли­мен­та I Рим­ско­го, вы­ве­зен­ные В. С. из Хер­со­не­са; в ней слу­жи­ли греч. свя­щен­ни­ки. Для обес­пе­че­ния Церк­ви рус. свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми В. С. на­силь­ст­вен­но от­би­рал де­тей зна­ти, что­бы от­дать их «на уче­ние книж­ное». В ве­де­ние цер­ков­но­го су­да пе­ре­шли на­ру­ше­ния в об­лас­ти брач­но­го и се­мей­но­го пра­ва, пре­сту­п­ле­ния т. н. цер­ков­ных лю­дей (в эпо­ху В. С. пре­ж­де все­го кли­ри­ков и чле­нов их се­мей), пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, ве­дов­ст­во.

Серебренник Владимира Святославича. Лицевая и оборотная стороны. Прорись А. Г. Силаева.

По­сле кре­ще­ния В. С. на­чал че­кан­ку в Кие­ве зо­ло­той и се­реб­ря­ной мо­не­ты, ко­то­рая по внеш­не­му оформ­ле­нию вос­про­из­во­ди­ла со­вре­мен­ные ему ви­зант. об­раз­цы, а по ве­су бы­ла ори­ен­ти­ро­ва­на на при­выч­ный для Ру­си араб. че­кан.

На ру­бе­же 10–11 вв. В. С. по­са­дил 12 сво­их сы­но­вей на кня­же­ние в клю­че­вых цен­трах Др.-рус. гос-ва, что, с од­ной сто­ро­ны, со­от­вет­ст­во­ва­ло пред­став­ле­нию о гос. тер­ри­то­рии как о кол­лек­тив­ном вла­де­нии кня­же­ско­го се­мей­ст­ва, а с дру­гой – слу­жи­ло свое­об­раз­ным спо­со­бом адм. управ­ле­ния тер­ри­то­рия­ми из Кие­ва (кня­жич вы­сту­пал в ка­че­ст­ве по­сад­ни­ка, на­ме­ст­ни­ка си­дев­ше­го в Кие­ве от­ца) и спо­соб­ст­во­ва­ло их хри­стиа­ни­за­ции. Пер­во­на­чаль­но, ве­ро­ят­но ок. 988, вла­де­ния по­лу­чи­ли че­ты­ре стар­ших Вла­ди­ми­ро­ви­ча: Вы­ше­слав – Нов­го­род, Изя­слав – По­лоцк, Свя­то­полк – Ту­ров, а Яро­слав – Рос­тов. Позд­нее Глеб был по­са­жен в Му­ро­ме, Свя­то­слав – в Древ­лян­ской зем­ле, Все­во­лод – во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском, Мсти­слав – в Тму­та­ра­ка­ни. По­сле смер­ти Вы­ше­сла­ва в Нов­го­род пе­ре­шёл Яро­слав, а в Рос­тов – Бо­рис. Пер­во­на­чаль­ные вла­де­ния Ста­ни­сла­ва, Су­ди­сла­ва и По­звиз­да в ис­точ­ни­ках не за­фик­си­ро­ва­ны.

В те­че­ние все­го прав­ле­ния В. С. про­дол­жа­лось рус.-пе­че­неж­ское про­ти­во­сто­я­ние. В свя­зи с этим В. С. пред­при­нял строи­тель­ст­во по бе­ре­гам при­то­ков Днеп­ра как на пра­во­бе­ре­жье (по р. Стуг­на), так и на ле­во­бе­ре­жье (по ре­кам Дес­на, Су­ла, Тру­беж, Ос­тёр и др.) гран­ди­оз­ной фор­ти­фи­ка­ци­он­ной сис­те­мы, со­сто­яв­шей из кре­по­стей («гра­дов»), со­еди­нён­ных сплош­ны­ми зем­ля­ны­ми ва­ла­ми с де­рев. ты­ном. Об­нов­ля­лись и рас­ши­ря­лись кре­по­ст­ные ук­ре­п­ле­ния в Бел­горо­де, Пе­ре­яс­лав­ле; бы­ли ос­но­ва­ны го­ро­да Ва­си­лёв, Го­ро­дец-Ос­тер­ский, Во­инь и др. В Кие­ве бы­ли воз­ве­де­ны но­вые кре­по­ст­ные сте­ны, при этом серь­ёз­но уве­ли­чи­лась пло­щадь го­ро­да (но­вая часть Кие­ва по­лу­чи­ла на­зва­ние «го­род Вла­ди­ми­ра»).

По­сле Кре­ще­ния Ру­си был пе­ре­смот­рен не­бла­го­при­ят­ный для Ру­си до­го­вор 971 с Ви­зан­ти­ей (текст но­во­го до­гово­ра не со­хра­нил­ся). К Ру­си пе­ре­шла не­по­средств. власть над Кер­чен­ским прол. и при­ле­гаю­щи­ми зем­ля­ми, со­ста­вив­ши­ми Тму­та­ра­кан­ское кня­же­ст­во. Со­юз В. С. с Ви­зан­ти­ей обу­сло­вил уча­стие рус. войск в бол­га­ро-ви­зант. вой­не 990-х гг. В 992 В. С. со­вер­шил по­ход к рус.-польск. по­гра­ни­чью, свя­зан­ный с всту­п­ле­ни­ем на пре­стол но­во­го кн. Бо­ле­сла­ва I Храб­ро­го и за­кре­пив­ший при­об­ре­те­ния Ру­си, сде­лан­ные ок. 980. В це­лом дру­же­ст­вен­ные от­но­ше­ния В. С. под­дер­жи­вал с венг. ко­ро­лём Иш­тва­ном I и чеш­ским кн. Ол­д­р­жи­хом. Они ха­рак­те­ри­зо­ва­лись ней­тра­ли­те­том Др.-рус. гос-ва в прак­ти­че­ски не пре­кра­щав­шей­ся по­сле всту­п­ле­ния на пре­стол герм. имп. Ген­ри­ха II поль­ско-герм. вой­не и бы­ли за­кре­п­ле­ны бра­ком Свя­то­пол­ка Вла­ди­ми­ро­ви­ча, при­ём­но­го сы­на В. С., с до­че­рью Бо­ле­сла­ва I (ско­рее все­го, ме­ж­ду 1005 и 1010).

В кон­це прав­ле­ния В. С. пред­при­нял не­удач­ную по­пыт­ку «ви­зан­ти­ни­за­ции» киев­ско­го сто­ло­нас­ле­дия. По всей ви­ди­мо­сти, В. С. за­ду­мы­вал уч­ре­ж­де­ние сень­о­ра­та – но­ми­наль­но­го по­ли­тич. гла­вен­ст­ва од­но­го из брать­ев – и пла­ни­ро­вал пе­ре­дать ки­ев­ский стол од­но­му из сво­их млад­ших сы­но­вей – Бо­ри­су. Ве­ро­ят­но, этим бы­ли вы­зва­ны поч­ти од­но­вре­мен­ные вы­сту­п­ле­ния про­тив В. С. ту­ров­ско­го кн. Свя­то­пол­ка Вла­ди­ми­ро­ви­ча (ок. 1012/13; ока­зал­ся в за­клю­че­нии по при­ка­зу от­ца) и нов­го­род­ско­го кн. Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча (1014). Осу­ще­ст­в­ле­ние за­ду­ман­ной ре­фор­мы бы­ло пре­рва­но ско­ро­по­стиж­ной смер­тью В. С. в раз­гар кон­флик­та с Яро­сла­вом.

Уже в пер­вые сто­ле­тия по­сле смер­ти В. С. во­круг его об­раза сло­жил­ся бы­лин­ный цикл. Нар. па­мять со­хра­ни­ла пред­став­ле­ние о В. С. как о ра­душ­ном, хле­бо­соль­ном кня­зе, «Крас­ном Сол­ныш­ке», столь­ный го­род ко­то­ро­го ох­ра­нял­ся от на­па­де­ний ко­чев­ни­ков бо­га­тыр­ски­ми за­ста­ва­ми; сре­ди бо­га­ты­рей на­ря­ду с Иль­ёй Му­ром­цем вы­де­лял­ся До­б­ры­ня Ни­ки­тич, в ко­то­ром уга­ды­ва­ют­ся чер­ты дя­ди В. С., бра­та его ма­те­ри. Цер­ков­ное по­чи­та­ние В. С. как рав­но­апо­столь­но­го (день па­мя­ти – 15 ию­ля ст. ст.) про­сле­жи­ва­ет­ся по край­ней ме­ре с кон. 13 в.

Лит.: Шах­ма­тов А. А. Кор­сун­ская ле­ген­да о Кре­ще­нии Вла­ди­ми­ра. СПб., 1906; он же. «По­весть вре­мен­ных лет» и ее ис­точ­ни­ки // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. 1940. Т. 4; Вла­ди­мир­ский сбор­ник: В па­мять 950-ле­тия кре­ще­ния Ру­си: 988–1938. Бел­град, [1938]; Hellmann M. Vladimir der Hei­lige in der zeitgenössischen abendländisсhen Überlieferung // Jahrbücher für Geschichte Os­teuropas. Münch., 1959. Bd 7; Рор­ре A. The political background to the Baptism of Rus’: Byzantine-Russian relations between 986–988 // Рор­ре A. The rise of Christian Russia. L., 1982; Obolensky D. Cherson and the con­ver­sion of Rus’: an anti-revisionist view // Byzan­tine and Modern Greek Studies. 1989. Vol. 13; Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си Х–ХШ вв. М., 1989; Под­скаль­ски Г. Хри­сти­ан­ст­во и бо­го­слов­ская ли­те­ра­ту­ра в Ки­ев­ской Ру­си (988–1237 гг.). СПб., 1996; Кар­пов А. Ю. Вла­ди­мир Свя­той. М., 1997; Поп­пе А. Вла­ди­мир Свя­той: У ис­то­ков цер­ков­но­го про­слав­ле­ния // Ви­зан­ти­но­рос­си­ка. 2000. Т. 2; На­за­рен­ко А. В. Древ­няя Русь на ме­ж­ду­на­род­ных пу­тях. М., 2001; Ус­пен­ский Б. А. Ко­гда был ка­но­ни­зи­ро­ван князь Вла­димир Свя­то­сла­вич? // Palaeoslavica. 2002. Т. 10. № 2.

Вернуться к началу