Бенуа Альберт Александрович
Бенуа́ Альбе́рт Алекса́ндрович (Альберт Александрович Бенуа-Конский; Albert Benois, Albert Benois Konsky, Albertо Benois) [11(23).6.1888, Санкт-Петербург – 13.8.1960, Париж], российский и французский архитектор, иконописец, живописец, акварелист.
Сын архитектора и акварелиста Александра Александровича Бенуа-Конского (1852–1928) и Августы Фёдоровны Эбергардт (1852–1919), внук владельца петербургской мастерской художественного литья Алексея Леонтьевича Бенуа (1817–1875), внучатый племянник архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.
Обучение, поездки, графические работы
Окончил петербургскую гимназию К. И. Мая (1898–1906), в 1907 г. поступил на архитектурное отделение Института гражданских инженеров императора Николая I (сведений об окончании курса нет). Работал учителем в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств.
В 1910 г. вместе с женой, художницей Маргаритой Александровной Бенуа (урождённой Новинской; 1891–1974), поселился в Париже. Около 1914 г. вернулся в Россию, жил в том числе в Крыму, в Феодосии. В 1920 г. снова уехал в Париж, где поступил в Специальную школу архитектуры [диплом 1922; сертификаты инженера-техника (technicien), архитектора-гигиениста (salubriste) и мастера пластических искусств (plasticien), 1923]. Работал в частных мастерских А. Зо и П. Виньяля.
Путешествовал по Италии (1921, Рим, Венеция; 1928, Амальфи, Ассизи; 1929, Венеция, Сан-Джиминьяно; 1931, Сицилия, Венеция; 1952, Ассизи; 1955, Апулия, Рим, Сан-Джиминьяно, Флоренция; 1957, Бари), Франции (1922, Сен-Бревен-л`Океан; 1923, Савойя; 1925, 1926, Корсика; 1927, Тонон-ле-Бен, Кассис; 1930, Райоль-Канадель-сюр-Мер, Онфлёр; 1932, Кассис; 1933, Савойя; 1934, Бретань, Савойя; 1935, Лазурный берег), Англии (1921), Швейцарии (1929, кантон Во); исполнял акварельные пейзажи и архитектурные виды.
Акварели, рисунки и ксилографии Бенуа были представлены на многих групповых выставках: Осеннем салоне и Салоне независимых (1923), Международной выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности (1925, макеты виллы художника, ресторана; все – в Париже), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930) и Париже (1932; галерея La Renaissance), «Ретроспективной выставке русской живописи XVIII–XX вв.» в Праге (1935), «Выставке современного религиозного искусства» в церкви Сент-Одиль в Париже (1937). Состоялись многочисленные персональные выставки в Париже: в галереях Марсан (1924), Ж. Шарпантье (1924, 1925 и 1928), Ж. Пти (1929), В. О. Гиршмана (1931), в Американском женском клубе (1929).
Архитектурные работы 1920-х – 1940-х гг.
Во 2-й половине 1920-х – 1930-е гг. построил доходные дома в духе ар деко в Париже (Бермана на улице Мирабо и Пине на улице Нарсис Диаз, оба в 16-м районе, 1929–1930), ряд вилл под Парижем (семьи Зоаб в Со, 1935–1936; семьи Тарнополь в коммуне Туари, 1938–1939; и др.). Создавал интерьеры апартаментов (в отеле Шарон на о. Сен-Луи в Париже, 1928).
В 1930-х гг. вступил в общество «Икона» (под председательством В. П. Рябушинского) и стал постоянным участником его выставок, сосредоточив своё творчество на церковном зодчестве и религиозной монументальной и иконной живописи. Первые проекты храмов показал на Международной выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925). Вместе с современниками (Н. И. Исцеленновым, В. В. Коломацким и др.), использовав формы и декоративные элементы древнерусской (псковской, новгородской, владимирской) архитектуры 14–17 вв., продолжил развитие неорусского стиля в Западной Европе.
В 1930-х гг. возвёл две православные каменные церкви во Франции (проектировал, контролировал возведение, разрабатывал художественное убранство). Первая из них – каменный храм-памятник Воскресения Христова в честь русских воинов, павших на французском и македонском фронтах Первой мировой войны в 1916–1918 гг., на русском военном кладбище между Мурмелон-ле-Гран и Сент-Илер-ле-Гран близ Реймса (проект сентября 1934; заложен 19 апреля 1936; освящён 16 мая 1937). Над входом расположена звонница высотой 14,7 м. Росписи созданы совместно с женой М. А. Бенуа в августе – декабре 1936 г. (в апсиде расположено «Воскресение Христово», по стенам – шесть евангельских сцен, на сводах – фрагменты псалмов и шестикрылые ангелы). В двухъярусном иконостасе – шесть больших икон местного ряда и 12 небольших икон праздничного чина (иконописцы П. А. Фёдоров и Е. С. Львова).
Вторая церковь, в честь Успения Богородицы, возведена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа в духе новгородских храмов 15 в. с восьмискатными крышами (проект 1935, заложена 9 апреля 1938, освящена 14 октября 1939). Проекты иконостаса и росписей созданы в феврале – июле 1938 г.; храм расписан совместно с женой М. А. Бенуа в 1939 г. (в куполе – Пантократор, в апсиде – «Сошествие во ад» и «Спас в славе в окружении семи ангелов», на северной стене – «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение Пресвятой Богородицы во храм», на южной стене – «Распятие», «Сретение Господне» и «Благовещение»; на западном фасаде – «Успение»). Иконы для двухъярусного иконостаса написаны артелью под руководством П. А. Фёдорова. Крипта расписана А. А. Бенуа с женой в 1946 г. («Воскресение Христово», «Благовещение», «Воскрешение Лазаря», символы евангелистов, святые и др.; росписи поновлены женой в 1972). В ансамбль церкви также вошли отдельно стоящая звонница в честь апостола Павла (1939; в духе псковских звонниц 16 в.), дом священника (ораторий) и стена с воротами (1945; с росписью «Спас Нерукотворный с архангелами Михаилом и Гавриилом»).
В 1937–1938 гг. выступил консультантом при создании храма-памятника Святого Александра Невского в Бизерте (Тунис; также создал проект иконостаса, январь 1938). В 1948 г. по заказу члена епархиального совета Западно-Европейской епархии Константинопольского патриархата В. Н. Сенютовича создал проект русской церкви и колокольни для г. Санта-Фе в духе Дмитриевского собора во Владимире (штат Нью-Мексико, США; 1948; проект остался нереализованным).
Живописно-декоративное убранство храмов
Работал над живописно-декоративным убранством многих православных церквей в Западной Европе. Вместе с женой М. А. Бенуа создал росписи: домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Париже (1943–1944; не сохранилась), нижнего Троицкого храма собора Святого Александра Невского в Париже (проект октября 1950; 1952–1954; в том числе святые с условными изображениями Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Киеве, Троице-Сергиевой лавры, Московского Кремля, Александро-Невской лавры, домонгольских храмов Владимира, Софийского собора в Новгороде, храмов Ярославля, Валаамского и Соловецкого монастырей; два изображения Ветхозаветной Троицы – в духе Андрея Рублёва и 17 в.), церкви в Доме инвалидов (русском старческом доме) в Монморанси близ Парижа (июль 1951 – апрель 1952; в алтаре – Деисус; на своде – «Собор архангела Михаила» и «Собор архангела Гавриила»; на северной стене – «Благовещение», «Успение»; на южной стене – «Рождество Христово», «Воскресение Христово»), церкви Святителя Николая в Бари (в апсиде – «Спас на Престоле», написанный к освящению храма 21 мая 1955, и «Богоматерь Знамение», 1957). Часто работал безвозмездно, с оплатой ему красок и других материалов.
Также вместе с женой М. А. Бенуа создал низкие иконостасы: одноярусные – в домовой церкви Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Париже (1940-е гг.), церкви Святителя Николая в Бари (установлен в 1952 с иконами царских врат, написанными в Париже в январе – марте 1951; большие иконы написаны в Париже, окончены и установлены в иконостас к концу сентября 1954), церкви в Доме инвалидов в Монморанси близ Парижа (1951–1952); двухъярусный в церкви Христа Спасителя в г. Аньер-сюр-Сен (1957; иконы работы Т. В. Косинской).
Написал иконы: для домовой церкви Архангела Михаила в замке Оржер в г. Рив (1949–1960; в том числе «Моление о чаше», 1959; в 1970 перевезены в Монпелье), для церкви Святителя Николая в Бари («Святой Николай Чудотворец» от паломников, присутствовавших на освящении церкви, 1955–1956), для церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в г. Ментона (1958–1960). Создал деревянное распятие для церкви в Монморанси; шатровую сень для списка Феодоровской иконы Божией Матери (1941), киот для икон из коллекции А. Ю. Розенберга в крипте (1947) и складни Войскового образа войска Донского (1951) и Преображенского полка (1954) в соборе Святого Александра Невского в Париже, царские врата и дарохранительницу (1953) для церкви Воскресения Христова в Цюрихе. По его рисункам жена выполнила хоругви для Успенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа, для церкви Христа Спасителя в Сан-Ремо (1958), плащаницы для домовой церкви Общества галлиполийцев в честь преподобного Сергия Радонежского, церкви в Сент-Женевьев-де-Буа, церкви близ Мурмелон-ле-Гран, Благовещенской церкви в Нью-Йорке (1960).
Памятники и надгробия
Создал памятник исследователю Центральной Азии и Тибета Г. Бонвало в Бриен-ле-Шато (1935; бюст работы Ш. Герна). В 1940-х – 1950-х гг. по его проектам на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа построены: шатровый памятник-часовня русским воинам, погибшим в рядах французской армии во время Второй мировой войны (проект марта 1945; 1948), часовня-склеп Хагондоковых (Хагундоковых) [проект конца 1950-х гг.; захоронения графини И. де Люар (урождённой Э. Э. Хагундоковой, Г. К. Хагондоковой), её родителей – генерал-майора К. Н. Хагондокова и Е. Э. Хагондоковой (урождённой Бредовой), её сына Н. Н. Баженова и др.], памятник русским воинам-галлиполийцам (1960–1961; уменьшенная копия памятника в виде каменного ступенчатого кургана, возведённого в 1921 в Галлиполи в Османской империи, разрушенного землетрясением в 1949 и восстановленного в 2008), а также сооружены более сотни надгробий (преимущественно в неорусском стиле, некоторые с ковровой резьбой в духе армянских хачкаров): М. В. Андоленко, А. А. Башмакова, И. А. Бунина, священнодиакона Е. З. Вдовенко, контр-адмирала Д. Н. Вердеревского, В. С. Вольского, генерал-лейтенанта Н. Н. Головина, княжны Н. С. Горчаковой, барона А. В. Каульбарса, Л. И. Кепинова, графа В. Н. Коковцова, Е. Комаровой, В. А. Кукушина, протоиерея И. З. Лелюхина, А. С. Матвеева, Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, С. Е. Миллер, полковника С. С. Писаревского, В. А. Половцова, полковника В. А. Рейнбота (Резвого), Ю. Ф. Семёнова, А. А. Тер-Погосян, А. К. Фаберже, М. М. Фёдорова, А. А. Чернявского, М. А. Шенфельд, И. С. Шмелёва и др.
Был членом Международного общества акварелистов (с 1920-х гг.), Союза деятелей русского искусства и Центрального Пушкинского комитета в Париже (1935–1937), членом приходского совета собора Святого Александра Невского и правления Общества охранения русских культурных ценностей (с 1947), Комитета по охране и поддержанию могил на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа и Комитета по охране памятников русским воинам, павшим на французском фронте в Сент-Илер-ле-Гран (1950). Читал лекции по истории искусства в Русской школе изящных искусств в Париже (1948–1949).
Похоронен рядом с женой М. А. Бенуа в крипте Успенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа.