Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КНОСС

Авторы: Л. И. Авилова; Е. А. С. (искусство)

КНОСС, Кнос [греч. Κνωσ(σ)ός], круп­ней­ший и наи­бо­лее изу­чен­ный па­мят­ник ми­ной­ской куль­ту­ры. Рас­по­ло­жен на сев. по­бе­ре­жье о. Крит, близ совр. г. Ирак­ли­он. Сто­ли­ца го­су­дар­ст­ва на Кри­те во 2-м тыс. до н. э. Ис­сле­до­ва­ния А. Эван­са с 1900 до 1930-х гг. (с пе­ре­ры­ва­ми). Ниж­ние слои по­се­ле­ния К. от­но­сят­ся к не­оли­ту, ос­тат­ки по­се­ле­ния ран­не­ми­ной­ско­го пе­рио­да унич­то­же­ны в древ­но­сти при под­го­тов­ке пло­щад­ки для строи­тель­ст­ва двор­ца – адм. и ре­лиг. цен­тра ми­ной­ской ци­ви­ли­за­ции, ко­то­рый функ­цио­ни­ро­вал в сред­не­ми­ной­ский и позд­не­ми­ной­ский пе­рио­ды (20–15 вв. до н. э.); во­круг не­го су­ще­ст­во­вал го­род с нас. 5–8 тыс. чел.

Фото П. С. Павлинова Кносс. Руины дворца.

Дво­рец (в пла­не пря­мо­уголь­ный, пло­щадь 16 тыс. м2) вклю­чал внутр. двор, во­круг ко­то­ро­го рас­по­ла­га­лись св. 1300 по­ме­ще­ний, со­еди­нён­ных ко­ри­до­ра­ми и ле­ст­ни­ца­ми: па­рад­ные за­лы; свя­ти­ли­ще, по­свя­щён­ное «бо­ги­не со змея­ми» (сре­ди на­хо­док в К.  фа­ян­со­вая ста­ту­эт­ка «бо­ги­ни со змея­ми»); ре­мес­лен­ные мас­тер­ские; ви­но­дель­ни; прес­сы для про­из­вод­ст­ва олив­ко­во­го мас­ла; хра­ни­ли­ща с ог­ром­ны­ми пи­фо­са­ми для зер­на, мас­ла, су­шё­ной ры­бы и пр. Не­ко­то­рые час­ти дос­ти­га­ли 5 эта­жей; име­лись вен­ти­ля­ци­он­ные шах­ты. Во­да во дво­рец и в го­род дос­тав­ля­лась по ак­ве­ду­ку из ис­точ­ни­ков, рас­по­ло­жен­ных на рас­стоя­нии 10 км, и рас­пре­де­ля­лась по ке­ра­мич. тру­бам; функ­цио­ни­ро­ва­ли скры­тая ка­на­ли­за­ция и сис­те­ма от­ве­де­ния до­ж­де­вой во­ды. По­лы бы­ли вы­мо­ще­ны кам­нем; сте­ны па­рад­ных за­лов име­ли фре­ско­вую рос­пись [осн. мо­ти­вы: ат­ле­тич. иг­ры с бы­ком, ве­ро­ят­но, свя­зан­ные с его куль­том (т. н. ак­ро­ба­ты, ис­пол­няю­щие саль­то на мча­щем­ся жи­вот­ном); сбор цве­тов; рыб­ная лов­ля], сре­ди наи­бо­лее из­ве­ст­ных из­об­ра­же­ний – «царь-жрец», об­ра­зы при­двор­ных дам («па­ри­жан­ка») и др.; ко­лон­на­ды и пор­ти­ки с ко­лон­на­ми бы­ли ок­ра­ше­ны в крас­ный цвет; на сте­нах – ка­мен­ные изо­браже­ния ро­гов бы­ка, об­ра­щён­ных к свя­щен­ной го­ре Ида. С се­ве­ро-за­па­да к двор­цу при­мы­ка­ла ши­ро­кая ле­ст­ни­ца, сту­пе­ни ко­то­рой слу­жи­ли зри­тель­ски­ми мес­та­ми во вре­мя те­ат­раль­ных пред­став­ле­ний. Ок. 1450 до н. э. дво­рец и го­род пе­ре­жи­ли ка­та­ст­ро­фич. зем­ле­тря­се­ние и из­вер­же­ние вул­ка­на на о. Сан­то­рин, но про­дол­жа­ли функ­цио­ни­ро­вать как ре­зи­ден­ция пра­ви­те­лей. К это­му пе­рио­ду от­но­сят­ся гли­ня­ные таб­лич­ки с над­пи­ся­ми, вы­пол­нен­ны­ми ли­ней­ным пись­мом Б (см. Крит­ское пись­мо). По­доб­ные двор­цы от­кры­ты на др. крит­ских по­се­ле­ни­ях (Фест, Мал­лия, Ка­то-За­кро).

В др.-греч. ми­фо­ло­гии дво­рец в К. (или по­доб­ные ему) из­вес­тен как ла­би­ринт, по­стро­ен­ный Де­да­лом для ца­ря Ми­но­са, ко­то­рый со­дер­жал в нём Ми­но­тав­ра.

Лит.: Evans A. J. The palace of Minos. [L.], 1921–1936. Vol. 1–4; Пенд­л­бе­ри Дж. Ар­хео­ло­гия Кри­та. М., 1950; Злат­ков­ская Т. Д. У ис­то­ков ев­ро­пей­ской куль­ту­ры (Троя, Крит, Ми­ке­ны). М., 1961; Hood S., Taylor W. The Bronze Age palace at Knossos: plans and sec­tions. L., 1981; Marinatos S. Kreta, The­ra und das mykenische Hellas. Münch., 1986; Ан­д­ре­ев Ю. В. Дво­рец и «го­род» на Кри­те во II тыс. до н. э. // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1988. № 4; он же. Ост­ров­ные по­се­ле­ния Эгей­ско­го ми­ра в эпо­ху брон­зы. Л., 1989.

Вернуться к началу